РТ

Администрация Пий-Хемского кожууна


Прокуратура Российской Федерации

11. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации
Согласно статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории 
Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а 
также свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Однако в отдельных случаях право на выезд 
из Российской Федерации может быть ограничено.
В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном 
производстве» судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной 
инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации 
при неисполнении им в установленный для добровольного исполнения срок требований, содержащихся в 
выданном исполнительном документе:
о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со 
смертью кормильца, имущественного ущерба и морального вреда, причиненных преступлением, 
если сумма задолженности по такому документу превышает 10 000 рублей;
требований неимущественного характера (установление обязанности должника совершить 
определенные действия или воздержаться от них);
иных требований (например, долг по ЖКХ, просрочка по кредиту, неоплаченный штраф), если 
сумма задолженности по исполнительному документу составляет 30 000 рублей и более или если по 
истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения требований сумма 
задолженности по исполнительному документу превышает 10 000 рублей.
Согласно закону срок для добровольного исполнения составляет 5 дней со дня получения должником 
постановления о возбуждении исполнительного производства, в том числе вынесенного в форме 
электронного документа и направленного в личный кабинет должника на Едином портале госуслуг.
Если исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то 
судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника 
временного ограничения на выезд из Российской Федерации. На основании вступившего в законную силу 
судебного акта, устанавливающего для должника временное ограничение на выезд из Российской 
Федерации, судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем получения 
соответствующего судебного акта, выносит постановление о временном ограничении на выезд из 
Российской Федерации.
Федеральная служба судебных приставов, получив из Государственной информационной системы о 
государственных и муниципальных платежах информацию об уплате задолженности по исполнительному 
документу, в автоматическом режиме осуществляет проверку достаточности указанной уплаты и при ее 
подтверждении принимает постановление о снятии временного ограничения на выезд должника из 
Российской Федерации.
11. Уголовная ответственность за изготовление, хранение, перевозку и сбыт 
поддельных денежных средств
Российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за изготовление, хранение, 
перевозку и сбыт поддельных денежных средств (ст. 186 УК РФ). Частичная подделка денежных купюр 
(изменение номинала, номера и серии подлинной денежной купюры), как и изготовление полностью 
поддельных денежных средств, также влечет наступление уголовной ответственности.
Изготовление поддельных денежных средств является преступлением, если с целью последующего сбыта 
изготовлен хотя бы один денежный знак, независимо от того, удалось ли осуществить сбыт подделки или 
нет. В том случае, если лицо с целью сбыта изготовило или осуществило сбыт денежных знаков, имеющих 
коллекционную ценность (монеты старой чеканки, советские деньги), то указанные деяния могут 
квалифицироваться как мошенничество.
Использование фальшивых купюр в качестве платежа при оплате товаров, услуг, размене, дарении, продаже 
и т.д. является сбытом поддельных денежных средств. Стоит отметить, что привлечению к уголовной 
ответственности подлежат лица не только за их изготовление и сбыт, но и лица, в силу стечения 
обстоятельств, ставшие обладателями таких купюр, сознающие это и тем не менее использующие их как 
подлинные.
В том случае, если явное несоответствие фальшивой купюры подлинной, исключающее ее участие в 
денежном обращении (например, «Билет банка приколов»), свидетельствует о намерении виновного на 
грубый обман ограниченного числа лиц, такие действия могут быть квалифицированы как мошенничество, 
также как и сбыт фальшивого лотерейного билета или получения по нему выигрыша.
Максимальное наказание за изготовление в целях сбыта, а ровно хранение, перевозку в целях сбыта и сбыт 
заведомо поддельных денежных средств предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 15 лет со 
штрафом в размере до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за 
период до 5 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
12. Изменились требования к форме, содержанию заявления о вынесении судебного 
приказа и искового заявления
В соответствии со статьями 124, 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации 
исковое заявление или заявление о вынесении судебного приказа должны содержать следующие сведения 
об административных ответчиках, в том числе фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место 
рождения, место жительства или место пребывания, место работы (если известно), один из идентификаторов 
(СНИЛС, ИНН, серию и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный 
регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серию и номер водительского удостоверения), 
а для юридических лиц также наименование, адрес, ИНН, ОГРН.
С 18.03.2023 внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, согласно 
которым при подаче иска или заявления о вынесении судебного приказа истец (заявитель) имеет право 
сообщить об отсутствии у него сведений о дате и месте рождения ответчика (должника) и иных 
идентификаторов, таких как СНИЛС, ИНН, серии и номера документа, удостоверяющего личность, 
реквизитов водительского удостоверения и другие.
Вышеуказанное право также распространяется на случаи отсутствия сведений о фамилии, имени и отчестве 
(при наличии), если заявитель обращается в суд с целью взыскания задолженности по оплате помещения, 
машино-места в многоквартирном доме, коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт общего 
имущества собственников помещений в многоквартирном доме, энергетических ресурсов.
13. Расширен перечень лиц, которым нельзя назначить наказание в виде 
принудительных работ
Уголовным законом предусмотрено наказание в вида принудительных работ, которое применяется как альтернатива 
лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной часта УК РФ, за совершение 
преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые (ст. 53.1 УК РФ).
Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и 
органами уголовно-исполнительной системы.
Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, 
перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, 
установленном приговором суда, и в пределах от 5 до 20 %.
Вместе с тем, принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой 
или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. С 14 апреля 2023 года 
Федеральным законом от 03.04.2023 № 111-ФЗ расширен перечень лиц, которым нельзя назначить наказание в виде 
принудительных работ. Теперь, такой вид наказания не будет применяться к лицам, достигшим пенсионного возраста, 
если они согласно медицинскому заключению не могут трудиться.
14. Условия освобождения от уголовной ответственности лица за дачу взятки
В примечаниях к ст. 291 (Дача взятки), ст. 291.1 (Посредничество во взяточничестве) и ст. 291.2 (Мелкое 
взяточничество) Уголовного кодекса РФ приведены условия освобождения от уголовной ответственности лица, давшего 
взятку:
а) если оно активно способствовало раскрытию, расследованию преступления;
б) либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после 
совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Активное способствование раскрытию и расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, 
направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (например, взяткополучателя, 
посредника), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки и др.
Сообщение (письменное или устное) о преступлении должно признаваться добровольным независимо от мотивов, 
которыми руководствовался заявитель. При этом не может признаваться добровольным заявление о преступлении, 
сделанное лицом в связи с его задержанием по подозрению в совершении этого преступления.
При отсутствии одного из двух обязательных условий лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности.
15. О введении новой должностной обязанности для лиц, замещающих 
государственные должности субъектов РФ, в сфере противодействия коррупции
Федеральным законом от 29.12.2022 № 591-ФЗ внесены изменения в ст. 12.1 Федерального закона «О 
противодействии коррупции», согласно которым теперь лица, замещающие государственные должности 
субъектов Российской Федерации, обязаны уведомлять обо всех фактах обращения к ним каких-либо лиц в 
целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений органы прокуратуры или другие 
государственные органы в срок не позднее 5 дней со дня соответствующего обращения.
Порядок такого уведомления устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, уведомившие о 
данных фактах, а также фактах совершения другими лицами, замещающими государственные должности 
субъектов Российской Федерации, либо государственными или муниципальными служащими 
коррупционных правонарушений находятся под защитой государства в соответствии с законодательством 
Российской Федерации.
16. Порядок взыскания задолженности за оплату коммунальных услуг с граждан в 
судебном порядке
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны 
своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Споры, связанные с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, рассматриваются 
мировыми судьями, а также иными судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства. 
Требования о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не 
превышающие пятисот тысяч рублей, подлежат рассмотрению в порядке приказного производства. 
Судебный приказ выносится мировым судьей в течение пяти дней без судебного разбирательства и вызова 
сторон.
В силу статьи 128 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации копия судебного приказа 
направляется должнику в пятидневный срок со дня его вынесения.
Судебный приказ подлежит отмене мировым судьей, если от должника в десятидневный срок поступили 
возражения, относительно его исполнения. Также на судебный приказ может быть подана кассационная 
жалоба непосредственно в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня его вступления в 
силу.
17. Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое помещение
Согласно ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения 
обязан поддерживать данное помещениев надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного 
обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми 
помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в 
многоквартирном доме.
Гражданский кодекс Российской Федерации дополнен главой 17.1 «Право собственности и другие 
вещные права на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-
места», которая содержит норму о прекращении права собственностина бесхозяйственно содержимое 
помещение.
В соответствии со статьей 287.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник 
помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо 
бесхозяйственно содержит помещение, допуская его разрушение, уполномоченный государственный 
орган или орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости 
устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения, также назначить собственнику 
соразмерный срок для ремонта помещения.
В случае неустранения указанных нарушений после предупреждения суд по иску уполномоченного 
государственного органа или органа местного самоуправления может принять решение о продаже с 
публичных торгов такого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за 
вычетом расходов на исполнение судебного решения.
При этом, применение к собственнику помещения вышеуказанной гражданско-правовой 
ответственности является исключительной мерой.
Разъяснения подготовлены старшим прокурором отдела проверок достоверности государственной 
статистической отчетности управления правовой статистики, информационных технологий и защиты 
информации прокуратуры Московской области Е.А.Трикуля
18. Передача и принятие Российской Федерацией лиц, страдающих психическими 
расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении 
принудительных мер медицинского характера
Принятие Российской Федерацией лица, страдающего психическим расстройством, для проведения принудительного 
лечения осуществляется при соблюдении следующих условий: принимаемое лицо является гражданином Российской 
Федерации или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации; получено 
согласие принимаемого лица, а в случае его неспособности к свободному волеизъявлению согласие его законного 
представителя на передачу в Российскую Федерацию для проведения принудительного лечения; решение суда 
иностранного государства - участника Конвенции о применении к передаваемому лицу принудительных мер 
медицинского характера вступило в законную силу.
Передача лиц для проведения принудительного лечения осуществляется по обращению как Договаривающейся 
Стороны, судом которой вынесено решение, так и Договаривающейся Стороны, гражданином которой лицо является 
или на территории которой постоянно проживает.
Полномочным лицом, выступающим с обращением от имени Договаривающихся Сторон, является руководитель 
компетентного органа или его заместитель. Лицо, подлежащее принудительному лечению, его законный представитель, 
а также близкие родственники вправе направить в компетентные органы любой из Договаривающихся Сторон заявление 
о своей заинтересованности в передаче.
Решение о передаче Российской Федерацией для проведения принудительного лечения лица, страдающего психическим 
расстройством, иностранному государству - участнику Конвенции, гражданином которого данное лицо является или на 
территории которого постоянно проживает (если является лицом без гражданства), или о принятии Российской 
Федерацией для проведения принудительного лечения лица, страдающего психическим расстройством, являющегося 
гражданином Российской Федерации или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской 
Федерации, принимает Генеральный прокурор Российской Федерации.
19. Введена административная ответственность за продажу выписок из ЕГРН
Статьей 14.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о 
государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Федеральным законом от 
28.04.2023 №151-ФЗ эта статья дополнена частями 6 и 7, согласно которым с 9 мая введена административная 
ответственность за передачу третьим лицам за плату сведений из Единого государственного реестра недвижимости, а 
также за незаконное создание сайтов и мобильных приложений для предоставления указанных сведений.
Предоставление должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, 
организациями или гражданами полученных ими сведений, содержащихся в Едином государственном реестре 
недвижимости, третьим лицам за плату, либо создание сайтов в информационно-телекоммуникационной сети 
«Интернет» и программ для электронных вычислительных машин, в том числе мобильных приложений, посредством 
которых предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, 
содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, либо использование таких сайтов, программ и 
приложений создавшими их гражданами, организациями или иными лицами в целях предоставления указанных 
сведений заинтересованным лицам является административным правонарушением.
Наказание за него предусмотрено в виде административного штрафа:
на граждан в размере от 15 тысяч до 24 тысяч рублей;
на должностных лиц от 40 тысяч до 50 тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, 
- от 80 тысяч до 100 тысяч рублей;
 на юридических лиц от 350 тысяч до 400 тысяч рублей.
Повторное нарушение повлечет более строгое наказание. Так, к примеру, для граждан штраф составит от 40 
тысяч до 50 тысяч рублей, для должностных лиц - от 80 тысяч до 100 тысяч рублей либо дисквалификация 
на срок до 1 года.
К административной ответственности привлекут если эти действия не содержат признаков уголовно-
наказуемого деяния.
20. В Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в 
Российской Федерации» внесены изменения, касающиеся порядка отдыха 
детей и их оздоровления
В соответствии с Федеральным законом от 03.04.2023 № 96-ФЗ статья 1 Федерального закона от 24.07.1998 
№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дополнена определением 
понятия «территория организации отдыха детей и их оздоровления», в соответствии с которым – это 
земельные участки и водные объекты, предоставленные (приобретенные) соответствующей 
организацией в установленном порядке, в том числе в границах береговой полосы водных объектов.
Статья 12 Закона, определяющая порядок обеспечения прав детей на отдых и оздоровление, дополнена 
пунктом 2.2, в соответствии с которым правила нахождения на территории организации отдыха детей и их 
оздоровления устанавливаются организацией и доводятся до сведения граждан путем размещения на 
официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в 
иных доступных местах на ее территории.
Правила нахождения на территории организации должны в себя включать особенности использования 
водного объекта или его части и земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта либо 
примыкающего к территории организации участка береговой полосы водного объекта, расположенного вне 
границ территории организации, а также расположенного вне границ ее территории водного объекта и 
особенности доступа к ним.
Кроме того, в указанных правилах должны содержаться правила поведения на территории организации и на 
объектах, которые расположены на ее территории, а также иную необходимую для безопасного пребывания 
детей информацию.
Закон вступил в силу 14 апреля 2023 года
21. Об изменениях, касающихся получения лицензии на оружие
Федеральным законом от 29.12.2022 № 638-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об оружии» и 
отдельные законодательные акты Российской Федерации, согласно которым с 30 марта текущего года 
обвиняемые в преступлении граждане не смогут получить лицензию на оружие. Запрет так же коснется тех, 
в отношении которых по результатам проверки, проведенной органами внутренних дел, органами 
федеральной службы безопасности, имеется заключение о наличии опасности нарушения прав и свобод 
граждан, угрозы государственной или общественной безопасности. Обжаловать такой запрет можно будет в 
судебном порядке.
В отношении граждан РФ, впервые приобретающих оружие на основании лицензии на его приобретение 
либо представивших заявление на получение лицензий на коллекционирование или экспонирование оружия 
и патронов к нему, заявление о выдаче лицензии будет рассматриваться в течение 30 рабочих дней со дня 
его подачи. Лицензия на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия не будет 
выдаваться, в том числе гражданам РФ:
  - подозреваемым или обвиняемым в совершении умышленного преступления;
     - освобожденным судом от уголовной ответственности за совершение умышленного преступления с 
назначением судебного штрафа либо по основаниям, не дающим права на реабилитацию, - до истечения 2 
лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
       - в отношении которых по результатам проверки органов внутренних дел, органов федеральной службы 
безопасности имеется заключение о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы 
государственной или общественной безопасности.
Ранее выданные лицензии на приобретение гражданского оружия признаются действующими в течение 5 
лет с момента выдачи.
Если по новым правилам граждане РФ, имеющие в собственности на законном основании гражданское 
оружие либо лицензию на его приобретение, утрачивают право на приобретение такого оружия по ранее 
наступившим обстоятельствам, то им разрешается хранение, хранение и ношение оружия на основании 
выданных соответствующих разрешений (лицензий), в том числе на новый срок взамен ранее выданных.
22. О смягчении уголовной ответственности за налоговые преступления
С 29 марта 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 18.03.2023 № 78-ФЗ «О внесении изменений в 
Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
Согласно изменениям уменьшены максимальные сроки наказания в виде лишения свободы с шести до пяти 
лет за уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уплате организацией (статья 
199 УК РФ), неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ), сокрытие денежных 
средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно 
производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов (статья 199.2 УК РФ) и с четырех до трех лет 
за уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное 
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный 
внебюджетный фонд (статья 199.4 УК РФ).
Изменение максимального срока наказания по таким деяниям повлекло уменьшение срока, в течение 
которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, то есть привело к снижению сроков 
давности привлечения к уголовной ответственности по указанным статьям.
Коме того, теперь уплата в полном объеме сумм штрафа, недоимки и пеней являются дополнительными 
основаниями для прекращения или отказа в возбуждении уголовного дела по таким преступлениям.
23. Новое основание внеплановой проверки оператора персональных данных
Согласно закону персональные данные это информация, относящаяся к определенному физическому лицу. В свою 
очередь операторами персональных данных являются любые государственные или муниципальные органы, а также 
юридические и физические лица, которые организуют и осуществляющие обработку персональных данных.
С 14 февраля и до конца текущего года при установлении факта распространения в сети Интернет баз персональных 
данных оператору грозит внеплановое контрольно-надзорное мероприятие, проведение которого возможно на 
основании решения руководителя Роскомнадзора или его заместителя по согласованию с прокуратурой.
Указанное основание, введенное постановлением Правительства РФ от 04.02.2023 № 161, затронет и аккредитованные 
российские ИТ-компании, если будут признаки того, что базы личных сведений принадлежат таким юридическим 
лицам. В этих случаях внеплановые контрольно-надзорные мероприятия по такому основанию смогут провести в 2023-
2024 годах.
24. С 29 марта 2023 года уточнен порядок выдачи обыкновенной частной визы 
иностранцу, являющемуся близким родственником гражданина РФ
На основании Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской 
Федерации» в зависимости от цели въезда иностранного гражданина или лица без гражданства в 
Российскую Федерацию и цели их пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину или 
лицу без гражданства выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, 
транзитной визой, визой временно проживающего лица, либо оформляется единая электронная виза в форме 
электронного документа. Виза – это выданное уполномоченным государственным органом разрешение на 
въезд в Российскую Федерацию и пребывание в Российской Федерации или транзитный проезд через 
территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность 
иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом 
качестве.
Виза выдается (оформляется) дипломатическим представительством или консульским учреждением 
Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных 
дел, или его представительством на территории Российской Федерации, в том числе находящимся в пункте 
пропуска через Государственную границу Российской Федерации, федеральным органом исполнительной 
власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом.
Форма визы, порядок и условия ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в 
случае утраты и порядок аннулирования визы утверждены постановлением Правительством Российской 
Федерации от 09.06.2003 № 335. Иностранному гражданину, находящемуся в государстве, не являющемся 
государством его гражданской принадлежности, виза оформляется и выдается только при условии наличия у 
него разрешения на непрерывное пребывание в этой стране более 90 дней.
Постановлением Правительства РФ от 18.03.2023 № 421 внесены изменения в указанное Положение. Теперь 
обыкновенная частная виза выдается иностранному гражданину, находящемуся в государстве, не 
являющемся государством его гражданской принадлежности, и являющемуся близким родственником 
(супругом, супругой, родителями (усыновителями), детьми (усыновленными), супругами детей, 
полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) гражданина РФ, 
без соблюдения условия о наличии у него разрешения на непрерывное пребывание в этой стране более 90 
дней. Указанная норма действует с 29 марта 2023 года.
25. Кого примут в 2023 году на работу без предъявления документов об образовании
Ключевые изменения коснулись вопроса официального трудоустройства граждан Российской Федерации, Украины, 
Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лицами без гражданства, постоянно 
проживающими на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, 
вынужденно покинувшими указанные территории и прибывшими на территорию Российской Федерации в экстренном 
массовом порядке.
С 10 февраля 2023 года названных работников работодатели смогут принять на некоторые должности без документов об 
образовании с учетом следующих особенностей:
без предъявления документов об образовании, о квалификации с последующим подтверждением квалификации 
в соответствии с правилами, установленными работодателем с учетом мнения представительного органа 
работников;
без предъявления документов об образовании, о квалификации на основе свидетельства о квалификации, 
выданного в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации», по результатам 
прохождения независимой оценки квалификации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2022 № 804н утверждено два 
перечня профессий, должностей, специальностей и наименований квалификаций, по которым поступление на работу 
возможно без предъявления документов об образовании и о квалификации.
26. О сумме возмещения по вкладам в банках
Федеральный закон «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» регулирует отношения по созданию и 
функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам 
возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с 
осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, 
возникающие в данной сфере. Целями закона являются защита прав и законных интересов вкладчиков банков 
Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование 
привлечения денежных средств в банковскую систему Российской Федерации.
Страхование вкладов не требует заключения договора страхования. В настоящее время возмещение по вкладам в банке, 
в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в 
банке, но не более 1 400 000 руб., если иное не установлено указанным Федеральным законом.
Размер возмещения по вкладам каждому вкладчику устанавливается исходя из суммы обязательств по вкладам банка, в 
отношении которого наступил страховой случай, перед этим вкладчиком. Если вкладчик имеет несколько вкладов в 
одном банке, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам, но не более 1 400 000 
руб. в совокупности.
Страхованию подлежат вклады (в том числе вклады, удостоверенные сберегательными сертификатами) в порядке, 
размерах и на условиях, которые установлены указанным Федеральным законом. Не подлежат страхованию денежные 
средства:
размещенные на банковских счетах (во вкладах) адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие банковские 
счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной 
деятельности;
размещенные в банковские вклады, внесение которых удостоверено депозитными сертификатами;
переданные банкам в доверительное управление;
размещенные во вклады в находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах банков 
Российской Федерации
являющиеся электронными денежными средствами;
размещенные на номинальных счетах, за исключением отдельных номинальных счетов, которые открываются 
опекунам или попечителям и бенефициарами по которым являются подопечные, залоговых счетах и счетах 
эскроу, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и др
26. Основания для лишения собственника права на недвижимое имущество.
С 01.03.2023 года вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральными 
законами от 21.12.2021 № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» и от 
28.06.2022 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанными нормативными правовыми актами введены дополнительные основания для лишения собственников прав на 
недвижимое имущество, а именно: использование имущества не по назначению, если это приводит к систематическому 
нарушению прав и интересов соседей, а также бесхозяйное содержание имущества, которое приводит к его разрушению.
Под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений частей 1 - 3 статьи 17 Жилищного кодекса 
Российской Федерации следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей 
(например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения 
животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое. Так, собственник жилого помещения может 
получить предупреждение о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения, то будет 
установлен срок для его ремонта.
Если собственник после предупреждения продолжит нарушать права и интересы соседей или использовать помещение не по 
назначению либо без уважительных причин не произведет ремонт, суд по иску уполномоченного органа может принять 
решение о продаже с публичных торгов такого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за 
вычетом расходов на исполнение судебного решения
27. Внесены изменения в Федеральный закон «О защите населения и территорий от 
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Федеральным законом от 04.11.2022 № 417-ФЗ введены новые понятия «оповещение населения» и «система оповещения 
населения» (Федеральный закон от 04.11.2022 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской 
обороне» и статьи 1 и 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 
природного и техногенного характера»).
Под оповещением населения понимается доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об 
опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных 
ситуациях природного и техногенного характера. Под системой оповещения населения – совокупность технических 
средств, предназначенных для приема, обработки и передачи в автоматизированном и (или) автоматических режимах 
сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие 
этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
28. В Правила дорожного движения введено понятие «средство индивидуальной мобильности»
Средство индивидуальной мобильности - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), 
предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) 
(электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны руководствоваться сигналами 
регулировщика для пешеходов.
Допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной 
мобильности:
- в пешеходной зоне
- в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг;
- по тротуару, пешеходной дорожке
- в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг, и при соблюдении одного из 
установленных условий.
Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не 
более 25 км/ч.
Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения 
средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.
Кроме того, введены:
- запрет на движение, остановку и стоянку на направляющих островках и островках безопасности;
- новые дорожные знаки, обозначающие зарядку для электромобилей и запрет движения автобусов
29. Внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных 
правонарушениях.
Внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми 
усилена административная ответственность за самовольное проникновение:
- на охраняемый объект войск нацгвардии, МЧС, СВР, ФСБ, МВД, УИС, объекты, отнесенные к ведению 
федеральных органов государственной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации;
- на охраняемый объект Вооруженных Сил РФ, объект, защита которого возложена на органы 
государственной охраны, подземный или подводный объект, охраняемый ведомственной охраной, объект 
ТЭК, которому присвоена категория опасности, либо на важный государственный объект, сооружение на 
коммуникациях, к спецгрузу, которые охраняются войсками нацгвардии, если это действие не содержит 
признаков уголовно наказуемого деяния.
В первом случае назначается штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб., или обязательные работы на срок от 40 до 60 
часов, или административный арест на срок до 10 суток. Во втором - штраф от 75 тыс. до 200 тыс. руб., или 
обязательные работы от 60 до 120 часов, или административный арест до 15 суток. Возможна конфискация 
орудия совершения административного правонарушения
30. Расширяются полномочия органов государственного жилищного надзора и 
газораспределительных организаций
18 марта 2023 года принят Федеральный закон № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 
Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской 
Федерации», который расширяет полномочия органов жилищного надзора, а также газораспределительных 
организаций.
К полномочиям газораспределительной организации будет относиться осуществление деятельности по 
техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, 
а также эксплуатация и развитие газораспределительной системы, а предметом государственного 
жилищного надзора - соблюдение требований к безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию 
внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также требований к содержанию 
относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме вентиляционных и дымовых каналов.
Изменения касаются деятельности жилищных кооперативов, товарищества собственников жилья.
В случае, если деятельность по управлению многоквартирным домом, осуществляет жилищный кооператив 
или ТСЖ, в их уставе должна быть предусмотрена обязанность заключить со специализированной 
организацией, определенной Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской 
Федерации» и наделенной исключительным правом на осуществление деятельности по техническому 
обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, договор о 
техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме 
(если такое оборудование установлено).
31. Об ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений
Федеральным законом от 5 декабря 2022 года № 479-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об 
административных правонарушениях.
Так, в новой редакции изложена действующая редакция статьи 6.21 КоАП РФ, в которой был установлен запрет на 
пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Одновременно увеличены размеры 
административных штрафов.
Кроме того, КоАП РФ дополнен новыми статьями 6.21.1 и 6.21.2, устанавливающими ответственность:
-за пропаганду и (или) оправдание педофилии;
-за распространение среди несовершеннолетних информации, демонстрирующей нетрадиционные сексуальные 
отношения и (или) предпочтения, либо способной вызвать у несовершеннолетних желание сменить пол, соответственно.
Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 5 декабря 2022 года.
32. Поправки в Трудовой Кодекс РФ о военной службе и мобилизации
Федеральным законом 19 декабря 2022 года № 545-ФЗ статья 351.7 Трудового кодекса РФ  дополнена новой 
частью 12, согласно которой лицо, с которым в период приостановления действия трудового договора 
расторгнут трудовой договор в связи с истечением срока его действия, в течение трех месяцев после 
окончания прохождения указанным лицом военной службы по мобилизации или военной службы по 
контракту, либо после окончания действия заключенного указанным лицом контракта о добровольном 
содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, имеет преимущественное право 
поступления на работу по ранее занимаемой должности у работодателя, с которым указанное лицо состояло 
в трудовых отношениях до призыва на военную службу по мобилизации, заключения контракта о 
прохождении военной службы либо контракта о добровольном содействии в выполнении задач, 
возложенных на Вооруженные Силы РФ, в случае отсутствия вакансии по такой должности на другую 
вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, а при их отсутствии на 
вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. При этом работа по соответствующей 
должности (соответствующая работа) не должна быть противопоказана указанному лицу по состоянию 
здоровья.
Действие положений части 12 статьи 351.7 Трудового кодекса РФ распространяется на правоотношения, 
возникшие с 21 сентября 2022 года.
33. Программа социальной газификации стала бессрочной.
Правительством Российской Федерации внесены изменения в правила подключения (технологического 
присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капстроительства к сетям газораспределения 
(утверждены постановлением Правительства РФ от 30.11.2022 № 2187). Данный документ вступает в силу с 
01.01.2023.
Документ отменяет сроки проведения программы социальной газификации – она становится бессрочной. 
Это означает, что граждане, кто не успел догазифицировать свои домовладения в 2022 году, смогут сделать 
это бесплатно и в последующие периоды. Бесплатно газ проводится только до границ участка – 
подключение газа на самом участке оплачивается гражданами самостоятельно.
Другие поправки касаются распространения программы социальной газификации на медицинские и 
образовательные организации. Бесплатно подключиться к  газораспределительным сетям смогут детские 
сады, школы, поликлиники, больницы, фельдшерско-акушерские пункты, отделения врачей общей практики 
и врачебные амбулатории, расположенные в газифицированных населенных пунктах. Учреждениям не 
придется платить за строительство газопровода до границ земельных участков, на которых они 
расположены, а также за само подключение к сетям.

 

 

 


Назад в раздел